Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог

Настоящей Инструкцией устанавливаются основные правила и нормы эксплуатации Тормозов подвижного состава железных дорог. Порядок, установленный настоящей Инструкцией, является обязательным для всех работников железных дорог, связанных с движением поездов. Инструкция может быть изменена или дополнена приказом (указанием) Министерства путей сообщения Российской Федерации. На основании настоящей Инструкции управлениями и отделениями железных дорог и депо издаются местные инструкции и указания.

Популярное

2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННЫХ ПОЕЗДОВ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ) 16.10.2011 | Проводник
Техническое состояние тормозного оборудования проверяют локомотивные бригады при приемке локомотивов...
9.2. Полное опробование тормозов 16.10.2011 | Проводник
9.2.1. Полное опробование автоматических тормозов в поездах производить: — на станциях...
3.1. Перечень работ, выполняемых локомотивной бригадой при приемке локомотива 16.10.2011 | Проводник
3.1.1. Локомотивная бригада перед выездом из депо и после отстоя...
6.2. Технические требования на выполнение технического обслуживания тормозного оборудования вагонов 16.10.2011 | Проводник
6.2.1. При техническом обслуживании вагонов проверить: — износ и состояние узлов...
5. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С БУКСОВЫМИ УЗЛАМИ С ДВУМЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ РОЛИКОПОДШИПНИКАМИ ТИПА 232726 И 42726 23.10.2011 | Проводник
5.1. Демонтаж букс 5.1.1. Демонтаж букс с роликовыми подшипниками типа...
Главная / ИНСТРУКЦИЯ по применению препарата-модификатора эМПи-1 

ИНСТРУКЦИЯ по применению препарата-модификатора эМПи-1

1.1. Инструктивные указания

1.1. Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками обязаны выполнять все работники, связанные с эксплуатацией и ремонтом колесных пар с буксами на роликовых подшипниках.

При новом формировании колесных пар типов РУ1-950, РУ1Ш-950 в комплекте с буксовыми узлами на заводах промышленности и ремонтных заводах подготовку к монтажу и монтаж букс производить в соответствии с требованиями ТУ 24.05.816-82 «Колесные пары с буксовыми узлами на подшипниках качения».

1.2. Настоящие Инструктивные указания распространяются на вагонные буксы с роликовыми подшипниками и определяют:

 

2. КОНСТРУКЦИИ БУКСОВЫХ УЗЛОВ С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ

2.1. Роликовые подшипники

2.1.1  В буксах пассажирских и грузовых вагонов применяются роликовые подшипники:

а) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с однобортовым внутренним кольцом (рис.1 а);

б) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом (рис.1 б).

Примечание. В дальнейшем роликовые подшипники с короткими цилиндрическими   роликами   будут называться «цилиндрическими подшипниками». Посадка внутренних колец на шейку оси осуществляется методом прессования, заключающегося в нагреве внутренних колец (при этом происходит их объемное расширение), их постановке на шейку оси, остывании, после которого обеспечивается необходимая прочность прессового соединения колец с осью.

 

3. НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БУКСАМИ С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

3.1. Наружный осмотр букс производят в пунктах подготовки вагонов к перевозкам, формирования, технического обслуживания и оборота вагонов, а также в депо.

3.2. Основным признаком возможной неисправности буксового узла вагонов является, как правило, повышенный нагрев корпуса буксы. Однако встречаются такие неисправности роликовых подшипников, которые на первоначальной стадии не вызывают нагрева букс, но представляют серьезную угрозу для безопасности движения поездов. Поэтому при встрече поездов в пунктах технического обслуживания необходимо выявлять возможные неисправности буксовых узлов по температурным режимам и внешним признакам.

3.3. В пунктах технического обслуживания у прибывшего поезда, кроме наружного осмотра букс и проверки крепления крышек, на ощупь сразу же после прибытия поезда определяют температуру верхней части букс, которая по всему составу должна быть примерно одинаковой. Разрешается для определения степени нагрева использовать специальные приборы, согласованные с МПС РФ.

 

4. ВИДЫ, СРОКИ И ПРАВИЛА РЕВИЗИИ БУКС С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ

4.1.  Полная ревизия

4.1.1. Полную ревизию букс с роликовыми подшипниками производят при полном освидетельствовании колесных пар:

а) при деповском и текущем отцепочном ремонтах вагонов выкатываемым и подкатываемым колесным парам, проходившим последнее полное освидетельствование четыре и более лет для пассажирских и рефрижераторных вагонов и пять и более лет для грузовых вагонов, а также колесным парам, срок службы которых 15 лет и более, кроме колесных пар, ранее проходивших последнее полное освидетельствование не более 3-х месяцев;

Примечание. Разрешается производить обыкновенное освидетельствование колесным парам, срок службы которых 15 лет и старше, при условии дефектоскопирования осей.

 

5. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С БУКСОВЫМИ УЗЛАМИ С ДВУМЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ РОЛИКОПОДШИПНИКАМИ ТИПА 232726 И 42726

5.1.  Демонтаж букс

5.1.1. Демонтаж букс с роликовыми подшипниками типа 232726 и 42726 может осуществляться на механизированной или полуавтоматической поточных линиях или ручным способом в соответствии с технологическим процессом демонтажа и монтажа вагонных букс на роликовых подшипниках, разработанным применительно к местным условиям.

5.1.2. При демонтаже буксы не допускается сбрасывать ее с шейки оси. Категорически запрещается использовать любой ударный инструмент для удаления подшипников из корпуса. Подшипники из корпуса буксы необходимо удалять только при помощи специальных прессов или устройств.

5.1.3. При демонтаже букс работы с помощью стендов или ручным способом выполняются в следующем порядке:

 

6. НОРМЫ ДОПУСКОВ И ИЗНОСОВ ДЛЯ БУКС И РОЛИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ

Таблица 8

Наименование и норм

Допускаемые размеры, мм

Примечание

при новом изготовлении

при ремонте

1

2

3

4

6.1. Корпус буксы

6.1.1. Диаметр внутренней цилиндрической части буксы из: стального литья

Алюминиевого сплава

250

250

250

250

Проверяют в двух взаимно перпендикулярных направлениях индикаторным или микрометрическим нутромером с ценой деления 0,01 мм.

6.1.2. Овальность внутренней цилиндрической части буксы, мм не более: из стального литья

из алюминиевого сплава

0,024

0,024

0,20

0,35

Проверяют в двух взаимно перпендикулярных направлениях и в двух местах по длине корпуса индикаторным или микрометрическим нутромером с ценой деления 0,01 мм.

6.1.3. Конусообразность внутренней цилиндрической части буксы, мм:

0,024

0,1

Проверяют по всей длине корпуса индикаторным или микрометрическим нутромером с ценой деления 0,01 мм.

6.1.4. Торцевое биение заднего упорного бортика буксы относительно оси посадочного отверстия, мм:

0,07

-

Проверяют на заводах при изготовлении букс.

6.1.5. Ширина корпуса буксы по направляющим для боковой рамы тележки грузового вагона, мм:

328

не менее 320±2

Проверяют на заводах при изготовлении и при ремонте букс.

6.1.6. Разница в толщине стенок буксы, замеренная по направляющим, Не более, мм

-

2

Проверяют на заводах

при изготовлении и при ремонте.

6.1.7. Разница в толщинах стенок корпусов букс по одной стороне Колесной пары, более, мм

2

2

Проверяют на заводах при изготовлении и при ремонте.

6.2. Роликовые подшипники

6.2.1. Радиальный зазор

Измеряют на столе или

подшипников в свобод-

в специальном приспо-

ном состоянии:

соблении и определяют

- для пассажирских ваго

как среднее арифмети-

нов, обращающихся со

ческое трех измерений

скоростью до 120 км/ч

при повороте наружного

и грузовых

0,115-0,170

0,09-0,25

кольца на 120 вокруг

- для пассажирских ва-

оси. Минимальное зна-

гонов, обращающихся

чение одного из трех из

со скоростью свыше

мерений допускается до

120 км/ч, но не более

0,08 мм.

140 км/ч

0,015-0,170

0,015-0,25

- для пассажирских ва-

гонов, обращающихся

со скоростью свыше

140 км/ч

0,130-0,170

0,130-0,25

6.2.2. Радиальный зазор

Измеряют непосредст-

непосредственно на

венно на шейке оси при

шейке оси, менее, мм:

ревизиях букс

для колесных пар ваго-

нов:

а) грузовых

0,04

0,04

б)пассажирких:

- для вагонов, обращаю-

щихся со скоростью

до 120 км/ч

0,05

0,05

- для вагонов, обращаю-

щихся со скоростью

120- 140 км/ч

0,06

0,06

- для вагонов, обращаю-

щихся со скоростью

свыше 140 км/ч до

160 км/ч

0,07

0,07

6.2.3. Разность радиаль-

0,02

0,02

Определяют по резуль-

ных зазоров парных

или

или

татам измерений ради-

подшипников в свобод-

0,01

0,01

альных зазоров

ном состоянии, мм:

(см. п.6.2.1.)

0.2 мм при измерении

радиального зазора со

своими внутренними

кольцами:

0.01 мм при измерении

с применением эталон-

ного кольца.

6.2.4. Разность радиаль-

Определяют по резуль-

ных зазоров непосред-

татам измерений непо-

ственно на шейке оси

средственно на шейке

подшипников грузовых

оси (п.6.2.2)

и пассажирских вагонов

мм:

0,02

0,02

6.2.5. Осевой зазор в цилиндрическом подшипнике, мм: для букс вагонов: - грузовых

пассажирских

0,07* - 0,150

0,07* - 0,150

Не менее

0,06

0,06

Определяют между торцами роликов и бортами наружних колец; измеряют щупом или на приборе и принимают наименьшее значение из трех измерений.

6.2.6. Осевой разбег для двух цилиндрических подшипников, мм

Обеспечивается конструкцией 0,68 -1,38

Не замеряется

Примечание: в пп.6.2.3. и 6.2.4. задний подшипник должен иметь больший радиальный зазор, чем передний.

*) допускается 0,06 мм

6.3. Детали букс

6.3.1. Лабиринтное кольцо: - посадочный диаметр,мм

-          овальность отверстия 165мм, не более

-     конусообразность отверстия по диаметру 165 мм, не более

165

0,06

0,03

165

164,75

164,5

164,25

164,0

0,1

0,05

Измеряют индикаторным или микрометрическим нутромером.

То же

То же

6.4. Монтаж букс

6.4.1. Зазор между торцевой поверхностью лабиринтного кольца и лекальным угольником, а также между торцом предподступичной частью оси и лабиринтным кольцом.

Не допускается

Щуп толщиной 0,04мм по всей окружности не должен проходить в зазор.

6.4.2. Зазор между торцевыми поверхностями внутренних колец, а также бортом внутреннего кольца заднего подшипника и лабиринтным кольцом, не более, мм:

0,04

0,04

Щуп толщиной не более 0,04 мм может войти в зазор между этими деталями на участке длиной 1/3 окружности

6.4.3. Натяг на посадку лабиринтного кольца, мм:

0,08-0,15

0,02-0,15

Определяют как разность диаметров предподступичной части оси и лабиринтного кольца.

6.4.4. Натяг на посадку внутренних колец, мм:

0,040 -0,065*

0,030-0,065*

Определяют как разность диаметров оси и внутренних колец подшипников

6.4.5. Количество смазки, закладываемое в буксу,кг:

0,9-1,0

0,8-0,9

Можно дозировать мерной емкостью вместо взвешивания

* При радиальном зазоре, замеренном в свободном состоянии более 0,12мм натяг может быть 0,07 мм.

 

7. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ПОДШИПНИКОВ, КОРПУСОВ БУКС, ОСЕЙ И УСЛОВИЯ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Таблица 9

Виды возможных

Условия дальнейшего использования

неисправностей, повреждений

или отступлений

от норм

1

2

7.1 Роликовый подшипник

7.1.1 Подшипник в собранном

Виде

Радиальный зазор меньше

Необходимо перекомплектовать подшип-

или больше установленной нор-

ник с заменой наружного кольца.

мы (п. 6.2.).

Подшипник используют после зачистки

Осевой зазор меньше установ-

торцевой поверхности нерабочего (марки-

ленной нормы (п. 6.2.5.).

рованного) борта у наружных колец на

значение до 0.03 мм. Зачистку производят

шлифовальной шкуркой №10 на тканевой

основе, а затем №6 с маслом или притир-

кой пастой ГОИ. Допускается перекомп-

лектовать подшипник с заменой наружно-

го кольца или роликов.

Наличие повреждений, пере-

Замена негодных деталей или устранение

численных ниже, в деталях под

дефектов зачисткой с полной (при необхо-

шипников.

димости) разборкой и перекомплектовкой

подшипника.

7.1.2 Наружное и внутреннее

Кольца

Трещины (рис. 31), разрывы 5

Кольца бракуют

(рис.31),отколы 6.

Раковины и шелушение (уста-

Тоже

лостные повреждения) на до-

рожках качения цилиндричес-

кого (рис. 32, 33) подшипника.

Шелушение дорожек качения

Кольца бракуют

внутреннего кольца (рис. 33).

Рифление дорожки качения

Кольца используют с установкой рифле-

наружного кольца подшипника

ной поверхностью в нерабочую зону при

(рис.34).

длине рифленого участка не более

Полови-

ны длины дорожки качения.

Коррозионные пятна на дорож-

Кольца бракуют.

ках качения по шагу ролика

(рис. 35).


 

Рис. 31. Трещина наружного кольца

Рис. 32. Раковины на дорожке качения наружного кольца и ролика


 

1

2

Поверхностная и точечная коррозия на дорожках качения.

Задиры и заусенцы фасок бортов наружных и внутренних колец.

Кольца используют после зачистки пораженных коррозией поверхностей шлифовальной шкуркой №6 с маслом. Кольца используют после зачистки фасок. Зачистку производят на приспособлении или шлифовальной шкуркой №10, а затем №6 с маслом.

Коррозионные раковины на

Кольца бракуют.

Дорожках качения в виде точек.

Коррозионные повреждения на

Кольца используют со следами коррози-

посадочных поверхностях.

онных повреждений после зачистки шкуркой №6 с маслом.

Потемнение поверхности каче-

Тоже.

ния от серого до черного цвета.

Намины и мелкие риски на до

Кольца допускаются к дальнейшему ис-

рожке качения.

пользованию.

Следы перегрева (цвета побежалости).

Кольца бракуют (кроме колец, имеющих соломенный цвет).

Кольцевые риски, задиры, вмятины и забоины на нерабочих

Кольца используют после зачистки и сглаживания выступающих краев.

поверхностях.

Монтажные забоины и задиры

Кольца бракуют.

на поверхностях качения.

Отсутствие фасок на кромках бортов наружных колец

Тоже.

Надиры типа "елочка" на бортах наружных колец, внутренних колец,плоских упорных колец

Кольца используют со следами от надиров после обработки бортов на приспособлении шлифовальной шкуркой №6 с маслом или притиркой пастой ГОИ. Допускается снимать слой по каждому борту толщиной не более 0,05 мм. Снятие слоя кон-

тролируют щупом между торцом одного из роликов и бортами колец.

Повреждения электрическим током дорожек качения.

Кольца бракуют.

7.1.3 Ролики

Трещины, отколы, ползуны (рис.36).

Ролики бракуют.


 

Рис. 33. Шелушение дорожки качения внутреннего кольца

Рис. 34. Рифление дорожки качения наружного кольца подшипника

Рис. 35. Коррозионные пятна (раковины) на дорожке качения кольца


 

1

2

Вмятины на поверхности каче-

Ролики используют.

ния.

Кольцевой след без разруше-

Тоже.

ния поверхности металла.

Коррозионные раковины на

Ролики бракуют.

поверхности качения.

Потемнение поверхности каче-

Ролики используют.

ния от серого до черного цвета.

Коррозия пятнами.

Ролики бракуют.

Раковины на поверхности ка-

Тоже.

чения цилиндрического ролика

(рис. 32).

Точечная коррозия на нерабо-

Ролики используют.

чих поверхностях (торцы, ско

сы).

Повреждения торцов цилинд-

Ролики используют со следами от надиров

рических роликов - надиры ти-

после обработки на приспособлении, име-

па "елочка"(рис.37).

ющем вертикальное перемещение ручки,

шлифовальной шкуркой №6 с маслом.

Снимать допускается с каждой стороны

ролика слой толщиной не более 0,005 мм.

Толщину снятого слоя проверяют по вы-

соте ролика на приборе В901 (408М).

Точки в результате поврежде-

Ролики бракуют.

ния электрическим током.

7.1.4 Сепараторы

Повреждение "чеканки" у ла-

Сепараторы используют после восстано

тунного и полиамидного сепа-

вления "чеканки".

раторов цилиндрического под

шипника, приводящее к выпа-

данию роликов.

Износ латунного сепаратора

Сепаратор с износом более 0,1 мм браку-

по внутреннему диамет-

ется. Износ определяется по величине сту-

ру и центрирующей поверхно-

пеньки, образовавшейся по отношению к

сти (наружному диаметру) в

поверхностям перемычек, и определяется

месте контакта с бортами на

щупом, который вводится в зазор между

ружных колец.

наружной поверхностью и лекальной ли-

нейкой, приложенной к поверхности одной

из перемычек.

7.2 Корпус буксы

Продольные задиры или риски

Корпуса используют после зачистки кро-

на посадочной цилиндрической

мок, задиров или рисок.

части.


 

Рис. 36. Ролики с отколами и ползунами а) отколы; б) ползуны (лыски).

Рис. 37. Повреждение торцов цилиндрических роликов


 

1

2

Местная выработка на цилиндрической посадочной поверхности от проворачивания наружных колец.

Коррозия на внутренней цилиндрической части.

Местная выработка стенок отверстия под шпинтон в корпусе буксы.

Ослабление посадки отъемного лабиринта и его повреждение.

Корпуса с выработкой, превышающей норму на овальность, ремонтируют.

Корпуса используют со следами коррозии после зачистки.

Корпуса используют. Корпус ремонтируют.

Ржавчина, заусенцы, забоины на лабиринтных проточках.

Сквозные отверстия и поврежденная резьба под термодатчик и оставшиеся в буксе оборванные болты М20 крепительной крышки

Корпуса используют после зачистки лабиринтных проточек.

Корпуса ремонтируют.

7.3 Ось колесной пары

7.3.1 Шейки осей

Тупые забоины и вмятины глубиной не более 1,5 мм и площадью до 50 мм2 на расстоянии не ближе 50 мм от торца предподступичной части.

Поперечные риски глубиной и шириной не более 0,5 мм при расположении их не ближе 80 мм от торца предподступичной части.

Риски продольные глубиной не более 1 мм при расположении их не ближе 50 мм от торца предподступичной части.

Допускается без исправления. Выступающие края зачищают заподлицо с поверхностью шлифовальной шкуркой №6 с маслом вдоль шейки оси.

Допускаются без устранения. Выступающие края задиров должны быть зачищены так, как указано выше.

Допускаются без устранения. Острые риски должны быть сглажены.

Коррозия.

Используют со следами коррозионных повреждений после зачистки шлифовальной шкуркой №6 с маслом.

7.3.2 Предподступичные части

Забоины и вмятины глубиной до 2 мм.

Допускаются без устранения с зачисткой краев, так же, как указано выше.

Продольные задиры глубиной до 2 мм.

Продольные риски глубиной до 2 мм.

Коррозия.

Допускаются без устранения с зачисткой краев, также, как указано выше.

Допускаются без устранения.

Острые риски должны быть сглажены. Используют со следами коррозионных повреждений после зачистки шлифовальной шкуркой №6 с маслом.

Примечание к п. 7.3: Детальный перечень неисправностей осей и условия их дальнейшего использования указаны в "Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар".

 

8. РЕМОНТ РОЛИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ

Общие требования

Ремонт роликовых подшипников производят на вагоноремонтных предприятиях, имеющих цехи роликовых подшипников и соответствующее удостоверение на право полной ревизии букс с роликовыми подшипниками и ремонт подшипников.

При ремонте подшипников забракованные детали (наружные и внутренние кольца, сепараторы и ролики) заменяют новыми или годными из числа бывших в эксплуатации, удовлетворяющих требованиям, изложенным в п. 7.1. В металлолом разрешается сдавать кольца, ролики, сепараторы, забракованные в соответствии с требованиями п. 7.1., после составления акта комиссией, назначаемой руководителем предприятия из числа специалистов и утверждения акта главным инженером или заместителем руководителя предприятия.

Предназначенные для ремонта подшипники промывают и осматривают для определения ремонта. Ремонт подшипников делится на два вида: первый - без переборки роликов, второй - с переборкой (измерением и подборкой роликов по диаметру и длине).

 

9. ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВКА ПОДШИПНИКОВ И ДРУГИХ ДЕТАЛЕЙ БУКС

9.1 Поступающие на склад новые подшипники должны храниться на стеллажах и оставаться в заводской упаковке до их использования. Не рекомендуется вскрывать упаковку без необходимости.

9.2 Бывшие в эксплуатации подшипники промывают, просушивают и осматривают для установления годности их к дальнейшей эксплуатации.

9.3 Годные подшипники не позднее, чем через 5 часов после промывки смазывают трансформаторным маслом, а при хранении свыше 5 суток покрывают техническим вазелином и используют для монтажа или укладывают на закрывающиеся стеллажи или в шкафы. Возможность механического повреждения подшипников должна быть исключена.

9.4 Подшипники следует хранить в чистом сухом отапливаемом помещении с температурой воздуха не ниже +10°С без резких колебаний температуры.

 

10. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧАСТОК (ЦЕХ) РОЛИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ

10.1. Для демонтажа и монтажа букс с роликовыми подшипниками, а также ремонта подшипников в вагонных депо и ремонтных заводах организуют производственные участки (цехи) роликовых подшипников. Участок должен иметь четыре отделения: демонтажное, ремонтное, комплектовочное и монтажное. При размещении отделений необходимо соблюдать поточность технологического процесса. Ранее созданные производственные участки роликовых подшипников могут иметь три отделения: демонтажное, ремонтно-комплектовочное и монтажное.

10.2. На право производства указанных выше работ в роликовом цехе дается удостоверение (Приложение 6), которое для вагонных депо выдает железнодорожная администрация.

10.3. Общую площадь монтажного, ремонтного и комплектовочного отделений определяют из расчета 10 м2 на одну монтируемую колесную пару в смену.

10.4. Демонтажное отделение оснащают рельсовыми путями для размещения колесных пар, стендами для демонтажа букс, кран - балкой грузоподъемностью не менее 2 тс для транспортировки колесных пар, корпусов букс, моечными машинами для промывки подшипников, корпусов и деталей букс, рольгангами для транспортировки букс и деталей, приспособлений и инструмента.