Букса пассажирского вагона с двумя цилиндрическими подшипниками с торцевым креплением гайкой
1 - корпус буксы; 2 - лабиринтное кольцо;
3 - задний подшипник; 4 - передний подшипник; 5 - крепительная крышка;
6 - смотровая крышка; 7 - торцевая гайка; 8 - стопорная планка;
9 - болт М 12 стопорной планки с пружинной шайбой; 10 - проволока;
11 - болт М12 смотровой крышки; 12 - пружинная шайба;
13 - прокладка; 14 - кольцо уплотнительное.
Варианты торцевого крепления тарельчатой шайбой с нанесением маркировки на стопорную шайбу
а), б) - четырьмя болтами (соответственно правая и левая шейки оси);
в), г) - тремя болтами (соответственно правая и левая шейки оси);
1 - номер оси колесной пары; 2 - знак формирования; 3 - условный номер предприятия, сформировавшего колесную пару;
4 - дата формирования колесной пары; 5 - дата последнего полного освидетельствования колесной пары;
6 - условный номер предприятия, производившего последнее полное освидетельствование колесной пары;
7- знак обточки колесной пары;
8 - условный номер пункта, производившего обточку без демонтажа букс;
9 - дата обточки колесной пары без демонтажа букс;
I - шайба тарельчатая; II - шайба стопорная.
Причинами повышенного нагрева букс являются:
а) излишнее количество смазки, при этом поверхность верхней части корпуса буксы нагревается равномерно, а из лабиринтной части буксы вытекает смазка. Для выявления причин нагрева вскрыть смотровую крышку. Этот нагрев может произойти непосредственно после монтажа (ревизии), что определяется по ее дате на бирке. Если монтаж производился за месяц или менее до выявления нагрева, то колесную пару можно допустить к эксплуатации;
б) заедание в лабиринте вследствие отсутствия зазора между лабиринтной частью корпуса буксы и лабиринтным кольцом, при этом задняя часть корпуса буксы нагревается больше передней. В этом случае колесную пару заменить;
в) ненормальная работа роликовых подшипников, вызывающая резко повышенный нагрев буксы. Это может произойти из-за неисправности подшипников: разрыва внутреннего кольца, малого осевого и радиального зазоров подшипников, излома или износа сепаратора, отсутствия или потери смазкой своих свойств, неправильной сборки подшипников и других деталей, попадания посторонних тел (песок, металлические включения и т.п.), неправильной сборки тележки (перекос рамы, неточная установка шпинтонов и т.д.).