Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог

Настоящей Инструкцией устанавливаются основные правила и нормы эксплуатации Тормозов подвижного состава железных дорог. Порядок, установленный настоящей Инструкцией, является обязательным для всех работников железных дорог, связанных с движением поездов. Инструкция может быть изменена или дополнена приказом (указанием) Министерства путей сообщения Российской Федерации. На основании настоящей Инструкции управлениями и отделениями железных дорог и депо издаются местные инструкции и указания.

Популярное

2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННЫХ ПОЕЗДОВ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ) 16.10.2011 | Проводник
Техническое состояние тормозного оборудования проверяют локомотивные бригады при приемке локомотивов...
9.2. Полное опробование тормозов 16.10.2011 | Проводник
9.2.1. Полное опробование автоматических тормозов в поездах производить: — на станциях...
3.1. Перечень работ, выполняемых локомотивной бригадой при приемке локомотива 16.10.2011 | Проводник
3.1.1. Локомотивная бригада перед выездом из депо и после отстоя...
6.2. Технические требования на выполнение технического обслуживания тормозного оборудования вагонов 16.10.2011 | Проводник
6.2.1. При техническом обслуживании вагонов проверить: — износ и состояние узлов...
5. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С БУКСОВЫМИ УЗЛАМИ С ДВУМЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ РОЛИКОПОДШИПНИКАМИ ТИПА 232726 И 42726 23.10.2011 | Проводник
5.1. Демонтаж букс 5.1.1. Демонтаж букс с роликовыми подшипниками типа...
Главная / Типовая инструкция по охране труда для проводника пассажирского вагона ТОИР-32-ЦЛ-733-2000 / 1. Общие требования безопасности 

1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая Типовая инструкция по охране труда для проводника пассажирского вагона (далее - Инструкция) устанавливает основные требования безопасности при выполнении работ проводником пассажирских вагонов (далее - проводник) при подготовке пассажирского поезда в рейс, в пути следования и по прибытии из рейса.

1.2. К самостоятельной работе проводника допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, обучение, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку и проверку знаний по охране труда.

Проводник в процессе работы должен проходить:

  • повторные инструктажи не реже одного раза в три месяца;
  • внеплановые инструктажи;
  • целевые инструктажи перед поездкой в рейс;
  • периодические медицинские осмотры в установленном порядке;
  • периодическое обучение и проверку знаний по санитарному минимуму не реже одного раза в два года;
  • периодическое обучение и проверку знаний по пожарнотехническому минимуму не реже двух раз в год;
  • проверку знаний по электробезопасности один раз в год.

Проводник, обслуживающий вагон с высоковольтным электрическим или комбинированным отоплением, должен иметь удостоверение с II группой по электробезопасности.

Проводник, обслуживающий хвостовой вагон, должен иметь удостоверение на право выполнения обязанностей проводника хвостового вагона.

1.3. Проводник должен знать:

  • действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
  • требования производственной санитарии при подготовке пассажирских составов в рейс и в пути следования, электробезопасности и пожарной безопасности;
  • видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;
  • устройство и требования безопасности при эксплуатации приборов отопления, принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения, холодильных установок, электрооборудования, ручного тормоза, пожарной сигнализации, циркуляционных насосов, кипятильников и других устройств;
  • места расположения аптечек.

1.4. Проводник должен:

  • выполнять только входящую в его обязанности или порученную начальником поезда или поездным электромехаником работу;
  • применять безопасные приемы выполнения работ;
  • содержать в исправном состоянии и чистоте внутреннее вагонное оборудование, съемный инвентарь, а так же форменную и специальную одежду;
  • выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, громкоговорящей связи, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств, составителями поездов и другими работниками железнодорожного транспорта;
  • быть предельно внимательным в местах движения транспорта;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;
  • уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах и заболеваниях.

1.5. Во время работы на проводника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

  • движущийся подвижной состав, транспортные средства;
  • повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;
  • недостаток естественного света;
  • повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
  • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
  • повышенная подвижность воздуха;
  • повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
  • повышенная температура поверхностей отопительного оборудования, воды;
  • пониженная температура поверхностей наружного оборудования вагона;
  • повышенный уровень электромагнитных излучений;
  • расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола вагона);
  • нервно-психические (эмоциональные перегрузки).

На проводника также могут воздействовать биологические опасные и вредные производственные факторы (патогенные микроорганизмы) при его контакте с постельными принадлежностями и постельным бельем.

1.6. Проводник должен обеспечиваться следующей спецодеждой:

  • халат хлопчатобумажный (два);
  • рукавицы комбинированные;
  • перчатки резиновые;
  • полуплащ из обрезиненной ткани.

Зимой дополнительно:

  • куртка на утепляющей прокладке;
  • валенки;
  • галоши на валенки.

1.7. В пути следования проводник должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

  • знать сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;
  • курить только в нерабочем тамбуре, оборудованном пепельницами;
  • знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

Проводнику запрещается:

  • перевозить и хранить взрывоопасные вещества, легко воспламеняющиеся и горючие жидкости;
  • применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и прочее);
  • применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные электрической схемой электрооборудования вагона;
  • отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы систем водоснабжения и отопления;
  • загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (коридоры и тамбуры вагона);
  • допускать к поездке пассажиров с взрывоопасными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

Проводник должен контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами.

1.8. Проводник во время дежурства должен быть опрятно одетым, причесанным, носить чистую форменную и специальную одежду.

Проводник должен соблюдать правила личной гигиены, мыть руки теплой водой с мылом перед едой и по необходимости, а также после каждой уборки вагона и приема использованного белья.

После уборки туалетов, а также в случае выявления больного с подозрением на инфекционное заболевание проводится дополнительная гигиеническая обработка рук с применением дезинфицирующих средств с последующим мытьем теплой водой.

Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в специально предназначенных для этого шкафчиках. Выносить средства индивидуальной защиты за пределы предприятия (депо, вагонного участка) запрещается.

1.9. Проводник обязан следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавая ее в стирку и ремонт.

1.10. Проводнику необходимо соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Отдыхать и принимать пищу проводнику следует в купе для отдыха, имеющего соответствующее оборудование. Спать следует на диване.

1.11. При нахождении на железнодорожных путях проводник обязан соблюдать следующие требования:

  • к месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам;
  • проходить вдоль путей только по обочине полотна или посередине междупутья, обращая внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав;
  • переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;
  • переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами вагонов или переходными площадками вагонов;
  • при сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней, подножек, ступенек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;
  • обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
  • проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;
  • обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

1.12. При нахождении на железнодорожных путях проводнику запрещается:

  • переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом;
  • подлезать под вагоны;
  • становиться или садиться на рельс;
  • ходить внутри колеи и по концам шпал;
  • находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
  • переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков;
  • становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал;
  • находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава.

1.13. Выходя на железнодорожный путь из помещений, вагона, а также из-за зданий, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток подождать, пока глаза не привыкнут к темноте.

1.14. На электрифицированных участках железных дорог проводнику запрещается:

  • наступать на электрические провода и кабели;
  • приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2м;
  • прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет.

Проводник, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом начальнику поезда или в ближайший район контактной сети, дежурному по железнодорожной станции, поездному диспетчеру.

До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.

В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, выходить из опасной зоны передвижением ног не более чем на ширину ступни или прыжками.

1.15. Проводнику во время подготовки вагона в рейс и в пути следования запрещается:

  • прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим легко доступным токоведущим частям;
  • открывать подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и аккумуляторными батареями, распределительные щиты, шкафы и пульты управления, кожухи электропечей, электроколориферов, электронагревателей котла отопления;
  • самостоятельно ремонтировать и регулировать радиооборудование, электрическое оборудование системы кондиционирования воздуха и другое электрооборудование;
  • подниматься на крышу вагона для производства каких-либо работ.

Лестница для подъема на крышу должна быть заперта трехгранным ключом и опломбирована.

При обнаружении любых неисправностей радио- и электрооборудования или возникновении короткого замыкания проводник должен отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения, сигнальных хвостовых фонарей и сигнализации нагрева букс, вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.

1.16. В случае получения травмы или заболевания в пути следования проводник должен прекратить работу, самому или через другого члена поездной бригады поставить в известность начальника поезда, а в пункте формирования - администрацию предприятия (депо, вагонный участок) и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

При травмировании других работников проводник обязан оказать, при необходимости, первую помощь пострадавшему.

При обнаружении нарушений настоящей Инструкции или неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, средств индивидуальной защиты и пожаротушения проводник должен сообщить начальнику поезда или администрации предприятия (депо, вагонный участок).

1.17. Знание и выполнение требований безопасности являются служебной обязанностью проводника, а их нарушение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой, в зависимости от последствий, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.