Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог

Настоящей Инструкцией устанавливаются основные правила и нормы эксплуатации Тормозов подвижного состава железных дорог. Порядок, установленный настоящей Инструкцией, является обязательным для всех работников железных дорог, связанных с движением поездов. Инструкция может быть изменена или дополнена приказом (указанием) Министерства путей сообщения Российской Федерации. На основании настоящей Инструкции управлениями и отделениями железных дорог и депо издаются местные инструкции и указания.

Популярное

9.2. Полное опробование тормозов 16.10.2011 | Проводник
9.2.1. Полное опробование автоматических тормозов в поездах производить: — на станциях...
2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННЫХ ПОЕЗДОВ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ) 16.10.2011 | Проводник
Техническое состояние тормозного оборудования проверяют локомотивные бригады при приемке локомотивов...
3.1. Перечень работ, выполняемых локомотивной бригадой при приемке локомотива 16.10.2011 | Проводник
3.1.1. Локомотивная бригада перед выездом из депо и после отстоя...
5. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С БУКСОВЫМИ УЗЛАМИ С ДВУМЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ РОЛИКОПОДШИПНИКАМИ ТИПА 232726 И 42726 23.10.2011 | Проводник
5.1. Демонтаж букс 5.1.1. Демонтаж букс с роликовыми подшипниками типа...
6.2. Технические требования на выполнение технического обслуживания тормозного оборудования вагонов 16.10.2011 | Проводник
6.2.1. При техническом обслуживании вагонов проверить: — износ и состояние узлов...
Главная / Новости / Инструктивное указание о порядке учета и отчетности по наруше-ниям безопасности движения в поездной и маневровой работе на ж.д. 

Инструктивное указание о порядке учета и отчетности по наруше-ниям безопасности движения в поездной и маневровой работе на ж.д.

(Приложение к указанию МПС от 17.05.1994 г. р Г-393у)

1. Учету подлежат крушения, аварии, особые случаи брака и случаи брака в поездной и маневровой работе.

2. К крушениям поездов относятся:

столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых:

погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди, или повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.

3. К авариям относятся:

3.1. Столкновения пассажирских поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий, указанных в п.2, но в результате которых повреждены локомотивы или вагоны соответственно в объемах ремонта ТР-2 и деповского или более сложных ремонтов.

3.2. Столкновения грузовых поездов с другими грузовыми поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в грузовых поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий, указанных в п.2, но в результате которых допущено повреждение локомотивов или вагонов в объеме капитального ремонта.

3.3. Столкновения и сходы подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, в результате которых:

погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди, или повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.

4. К особым случаям брака в работе относятся:

* столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий, указанных в пунктах 2 и 3;

* прием поезда на занятый путь;

* отправление поезда на занятый перегон;

* прием или отправление поезда по неготовому маршруту;

* проезд запрещающего сигнала или предельного столбика;

* перевод стрелки под поездом;

* уход подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон;

* развал груза в пути следования;

* излом оси, осевой шейки или колеса;

* обрыв хребтовой балки подвижного состава;

* излом боковины или надрессорной балки тележки вагона;

* отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;

* отцепка вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за технических неисправностей;

* порча локомотива с требованием вспомогательного локомотива в пассажирском поезде;

* неограждение сигналами опасного места для движения поездов при производстве работ;

* ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания;

* столкновение поезда с автотранспортным средством или другой самоходной машиной, допущенное по вине железнодорожников;

* перекрытие разрешающего показания сигнала на запрещающее, вызвавшее проезд запрещающего сигнала (на станции).

5. К случаям брака в работе относятся:

* отцепка вагона от грузового поезда в пути следования из-за грения буксы или других технических неисправностей;

* саморасцеп автосцепок в поезде;

* врез стрелки;

* отцепка вагона от поезда на промежуточной станции из-за нарушения технических условий погрузки, угрожающего безопасности движения;

* неисправность устройств АЛСН на локомотиве в пути следования, в результате которой затребован вспомогательный локомотив;

* обрыв автосцепки подвижного состава;

* падение на путь деталей подвижного состава;

* неисправности пути, подвижного состава, устройств СЦБ и связи, контактной сети, электроснабжения и других технических средств, в результате которых допущена задержка поезда на перегоне хотя бы по одному из путей или на станции сверх времени, установленного графиком движения, на один час и более;

* неисправность пути, потребовавшая выдачи поездным диспетчером по заявке начальника вагона-путеизмерителя приказа о закрытии движения на участке или ограничения скорости движения поездов до 15 км/час;

* сходы подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, не имеющие последствий, указанных в п.3.3;

* столкновения подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, не имеющие последствий, указанных в п.3.3, но при которых повреждены локомотивы в объеме ремонта ТР-1 или вагоны в объеме текущего отцепочного ремонта (или более сложных ремонтов подвижного состава).

Примечание:

К тяжким телесным повреждениям у людей, при которых случаи нарушений безопасности движения классифицируются крушениями поездов (п.2) или авариями (п.3.3), относятся повреждения, повлекшие за собой хотя бы одно из перечисленных последствий:

* потерю зрения, слуха или какого-то органа, или утрату органом его функций;

* неизгладимое обезображивание лица;

* прерывание беременности;

* переломы костей или другие расстройства здоровья, вызвавшие необходимость госпитализации пострадавшего и потерю трудоспособности свыше 10 дней.

Окончательное заключение о степени тяжести телесного повреждения у людей при нарушениях безопасности движения устанавливается медицинским учреждением по месту доставки пострадавшего.

К другим передвижениям относятся:

* самопроизвольное движение подвижного состава в пределах одного из путей станции, передвижение вагонов вручную или с помощью каких-либо приспособлений и др.

6. Степень повреждения подвижного состава, учитываемая при классификации нарушений безопасности движения и отнесении их к крушениям, авариям или случаям брака в работе, определяется, исходя из требований инструкции по исключению подвижного состава из инвентаря, правил его заводского, деповского и текущего ремонтов. Решение о степени повреждения подвижного состава и классификации с ее учетом нарушений безопасности движения принимает руководитель, возглавляющий служебное расследование этих нарушений, на основе технического заключения специалистов соответствующих хозяйств и аппарата по безопасности движения поездов.

7. Первичным документом учета крушения (аварии) является первый экземпляр акта служебного расследования формы РБУ-1, утвержденный начальником железной дороги.

На основании акта служебного расследования по каждому крушению (аварии) в аппарате по безопасности движения поездов железной дороги заполняется в одном экземпляре и хранится учетная карточка формы РБУ-6. После разбора обстоятельств крушения (аварии) начальником железной дороги данные этой формы аппарат по безопасности движения поездов железной дороги передает по телефону в Главное управление по безопасности движения и экологии МПС, где ведется учет крушений и аварий, допущенных на железных дорогах.

8. Первичным документом учета особого случая брака или случая брака в работе является первый экземпляр акта служебного расследования формы РБУ-3.

На основании актов служебного расследования в линейных предприятиях, отраслевых отделах и аппарате по безопасности движения поездов отделения железной дороги все случаи брака заносятся в книгу РБУ-7.

9. Крушения (аварии) и все случаи брака учитываются там, где они произошли и относятся к соответствующему хозяйству той железной дороги и к тому линейному предприятию, по вине работников которого они допущены. По локомотивному хозяйству случаи брака, связанные с нарушением локомотивной бригадой своих обязанностей, учитываются за депо приписки локомотивных бригад, а случаи брака, происшедшие по техническим причинам (падение детали локомотива или моторвагонного подвижного состава на путь, неисправность колесной пары и др.) - за депо приписки локомотивов или моторвагонного подвижного состава.

Крушения, аварии и случаи брака, виновниками которых являются работники двух или более хозяйств, относятся к тому хозяйству и к тому предприятию, где работает основной виновник, что устанавливается расследованием.

Нарушение безопасности движения, допущенное из-за невыполнения работником обязанностей, возложенных на него в порядке совмещения профессий, учитывается по хозяйству, профессия которого совмещалась виновным работником.

Столкновение поезда с автотранспортным средством или другой самоходной машиной учитывается особым случаем брака, если оно произошло по вине железнодорожников и относится к тому хозяйству и к тому линейному предприятию, где работает виновник этого случая.

Столкновение поездов с автотранспортными средствами, допущенные не по вине железнодорожников, подлежат учету как дорожно-транспортные происшествия с передачей в Главное управление по безопасности движения и экологии МПС информации об их количестве.

10. Отчеты о количестве случаев брака в поездной и маневровой работе составляются по установленным формам (РБ-2Т, РБ-2Д, РБ-2В, РБ-2П, РБ-2Ш, РБ-2Л, РБ-2М, РБ-2Э) в соответствующих отраслевых отделах отделений железной дороги и за подписью начальников отделов и главного ревизора отделения железной дороги по безопасности движения поездов представляются в отдел статистики отделения железной дороги не позднее 5 числа после отчетного периода.

Если в структуре аппарата отделения железной дороги нет какого-либо отраслевого отдела, то соответствующая форма отчета составляется в аппарате по безопасности движения поездов отделения железной дороги и подписывается главным ревизором отделения железной дороги по безопасности движения поездов. Здесь же ведется и книга РБУ-7 по этому хозяйству.

По отчетным формам РБ-2Д, РБ-2Т, РБ-2В, РБ-2Ш, РБ-2Л в последние строки об общем числе случаев схода подвижного состава в грузовых и отдельно - в пассажирских поездах включаются все сходы по вине работников соответствующего хозяйства, которые суммируются из числа сходов, учтенных браком такого же наименования, и сходов, причинами которых являются нарушения, входящие в перечень особых случаев брака и случаев брака в работе, приведенный в п.п. 4 и 5 настоящих инструктивных указаний (например, сходы из-за проезда, излома осевой шейки и т.д.).

Показатели по этим строкам в общее количество случаев брака с другими данными по отчетной форме не суммируются.

Отдел статистики отделения железной дороги обобщает полученные отчеты и за подписью начальника отделения железной дороги представляет их в установленный срок в службу статистики и экономического анализа железной дороги.

Служба статистики и экономического анализа железной дороги составляет отчетность по случаям брака в поездной и маневровой работе в целом по железной дороге и за подписью начальника железной дороги или его первого заместителя в установленный срок представляет в Управление статистики Министерства путей сообщения. При отсутствии брака по какому-либо хозяйству в отчете должно быть указано, что случаев брака не было.

11. В установленные выше формы отчетности включаются нарушения безопасности движения, допущенные работниками соответствующих служб железных дорог как на путях общей сети железных дорог, так и подъездных. Нарушения, допущенные работниками железной дорога на подъездных путях, учитываются за линейными предприятиями и хозяйствами, по вине работников которых они произошли. Нарушения безопасности движения, допущенные на путях общей сети железных дорог по вине работников подъездных путей, в отчетность по формам РБ-2 не включаются. Порядок учета таких нарушений устанавливает начальник железной дороги.

12. Крушения, аварии и случаи брака в поездной и маневровой работе на участках железных дорог с шириной колеи менее 1520 мм (1435 мм, 1067 мм, 750 мм) учитываются отдельно, отчеты представляются по тем же формам отдельно от случаев брака, допущенных на участках широкой колеи.

13. На начальников линейных предприятий возлагается ответственность за своевременное представление актов служебного расследования случаев брака в поездной и маневровой работе в соответствующие отделы отделения железной дороги, а там, где их нет - главному ревизору отделения железной дороги по безопасности движения поездов.

14. Ответственность за правильность и полноту первичного учета случаев брака несут начальники линейных предприятий и начальники отделений железных дорог.

15. Комментарии к отдельным особым случаям брака и случаям брака в работе.

15.1. Прием поезда на занятый путь.

Приемом поезда на занятый путь считается случай, когда прибывающий поезд проследовал (хотя бы частью локомотива) открытый входной (маршрутный) светофор или пригласительный сигнал, или машинист поезда получил в соответствии с порядком, предусмотренным Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, разрешение на следование на станцию при маршруте, приготовленном на путь, занятый поездом или подвижным составом.

15.2. Отправление поезда на занятый перегон.

Отправлением поезда на занятый перегон (блок-участок) считается случай, когда при открытом выходном светофоре или пригласительном сигнале, или по разрешению на отправление, переданному машинисту поезда в соответствии с порядком, предусмотренным Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, и получении им в необходимых случаях дополнительного указания или сигнала отправления, поезд отправился (или проследовал без остановки) и проехал выходной светофор данного пути (а при отсутствии светофора - предельный столбик) хотя бы частью локомотива, в то время как впереди расположенный перегон (блок-участок или стрелочно-путевой участок) занят поездом любого направления или подвижным составом.

15.3. Прием поезда по неготовому маршруту.

Приемом поезда по неготовому маршруту считается случай, когда прибывающий поезд проследовал (хотя бы частью локомотива) открытый входной светофор или пригласительный сигнал, или машинист поезда получил в соответствии с порядком, предусмотренным Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, разрешение на следование на станцию при неправильно приготовленном или неготовом маршруте, ведущем на путь, не занятый подвижным составом, а также, когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на неэлектрифицированный путь или по неэлектрифицированному съезду, на путь с другим родом тока или на путь со снятым напряжением в контактном проводе. Случай, когда маршрут ведет на занятый путь, учитывается как прием поезда на занятый путь.

15.4. Отправление поезда по неготовому маршруту. Отправлением поезда по неготовому маршруту считается случай, когда при открытом выходном светофоре или пригласительном сигнале, или по разрешению на отправление, переданному машинисту поезда в соответствии с предусмотренным порядком, и получении им в необходимых случаях дополнительного указания или сигнала отправления поезд отправился (или проследовал без остановки) и проехал выходной светофор данного пути (а при отсутствии светофора - предельный столбик) хотя бы частью локомотива при неготовом или неправильно приготовленном маршруте, ведущем на свободный перегон (блок-участок), а также, когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на неэлектрифицированный путь, на путь со снятым напряжением в контактном проводе или с другим родом тока. В тех случаях, когда приготовленный маршрут дает возможность выхода на занятый перегон, случай брака учитывается как отправление поезда на занятый перегон.

15.5. Уход подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон.

К этому виду брака относятся также случаи самопроизвольного ухода подвижного состава на станциях за предельный столбик, со станции на подъездные пути, с перегона или с подъездных путей на станцию.

15.6. Столкновения поездов или поезда с подвижным составом.

К этому виду брака относятся:

* случаи соударения пассажирских поездов с другими пассажирскими (грузовыми) поездами или подвижным составом на перегонах и станциях независимо от степени минимальных повреждений, которые получил При этом пассажирский подвижной состав,

* случаи соударения грузовых поездов с другими грузовыми поездами или подвижным составом, в результате которых произошло повреждение локомотивов в объеме ремонта ТР-1 или вагона в объеме текущего отцепочного ремонта (или более сложных ремонтов этого подвижного состава).

15.7. Сходы подвижного состава.

Сходами подвижного состава в поездах на перегонах и станциях, а также при маневрах, экипировке и других передвижениях считаются случаи, когда хотя бы одно колесо сошло с головки рельса и для его постановки на рельс требуется применение подъемных средств и приспособлений.

15.8. Сходы и столкновения подвижного состава при поездной и маневровой работе учитываются случаями брака такого же наименования, если причиной их являются нарушения, не входящие в перечень особых случаев брака и случаев брака в работе, приведенный в п.п. 4 и 5 настоящих инструктивных указаний. К примеру, сход с рельсов подвижного состава из-за превышения скорости движения, наезд на посторонний предмет или столкновение подвижного состава из-за нерасчетливого применения тормозов при маневрах и т.д.

15.9. Отцепка вагона от пассажирского или грузового поезда в пути следования из-за грения буксы или других технических неисправностей.

Как особый случай брака в работе учитывается отцепка вагона по указанным причинам от пассажирского поезда, включая отцепку секции от электропоезда или вагона от дизель-поезда, кроме отцепки, произведенной на станции отправления и назначения этого поезда.

Отцепка вагона от грузового поезда учитывается как брак, если она произведена на любой из станции (кроме конечной) гарантийного плеча, установленного приказом начальника железной дороги.

Учет отцепок ведется по количеству отцепленных вагонов.

15.10. Неисправности пути, подвижного состава, устройств СЦБ, связи, контактной сети, электроснабжения и других технических средств, в результате которых допущена задержка поезда на перегоне хотя бы по одному из путей или на станции сверх времени, установленного графиком движения, на один час и более.

К такому виду брака относятся случаи неисправности технических средств и отцепки вагонов по этим причинам с указанными последствиями, кроме тех, которые подлежат учету как другие виды брака, перечисленные в п.п. 4 и 5 настоящих инструктивных указаний.

Учету как случаи брака не подлежат задержки пассажирских поездов сверх времени, установленного графиком движения, на один час и более по техническим неисправностям вагонов на станциях, где имеются пункты для смены колесных пар и устранения других неисправностей пассажирских вагонов.

Не подлежат учету как брак в работе также случаи, когда задержка поезда на перегоне или на станции произошла из-за замены остродефектного рельса или выполнения других путевых работ по устранению опасной для движения неисправности.

Продолжительность задержек при классификации неисправностей технических средств случаями брака определяется по первому поезду.

Из телеграфного указания МПС от 30.08.1996 г. р Г-8135 и от30.05.1997г.рГ-4410

МПС приказывает:

1. Во изменение указания МПС от 17 мая 1994 г. р 393у п. 15.10 (абзац 3) считать случаем брака:

1.1. Отцепки пассажирских вагонов в ремонт на станциях, имеющих пункты для смены колёсных пар и устранения других неисправностей, и учитывать: а) за дорогой формирования:

- по смене колесных пар при наличии сверхнормативного равномерного и неравномерного проката, выщербины, кольцевой выработки на поверхности катания колеса, износа и подреза гребня, наличию старой трещины диска, обода колеса, оси, роликового буксового узла, привода генератора;

- по неисправности тележек, ударно-тяговых устройств;

- по перекосу кузова вагона из-за неисправности его узлов;

б) за дорогой, где они произошли - по причинам, кроме указанных в подпункте "а".

2. Задержки пассажирских поездов из-за устранения технических неисправностей вагонов на станциях, где имеются пункты для смены колесных пар и устранению других неисправностей пассажирских вагонов сверх времени, установленного технологическим процессом применительно к конкретным станциям и ПТО вагонов, считать случаем брака и учитывать за той дорогой, где они допущены.

15.11. Развал груза в пути следования.

К этому виду брака относятся все случаи падения груза или части его на путь, а также смещение, разворот, расстройство крепления груза, вызвавшие выход груза за установленный габарит погрузки.

15.12. Отцепка вагона от поезда на промежуточной станции из-за нарушения технических условий погрузки, угрожающего безопасности движения.

К ним относятся все случаи отцепок вагонов от поездов на промежуточных станциях из-за нарушений технических условий погрузки, которые могут вызвать падение груза или части его на путь, а также выход его за установленный габарит погрузки.

Отцепки таких вагонов на станциях, где имеются пункты коммерческого осмотра поездов, случаями брака не считаются.

15.13. Перекрытие разрешающего показания сигнала на запрещающее, вызвавшее проезд запрещающего сигнала (на станции).

К этому виду брака относится перекрытие разрешающего показания светофора на запрещающее (на станции) из-за неисправности устройств СЦБ, выключения электроэнергии или из-за ошибки дежурного по станции (сигналиста) и др., повлекшее проезд поездом или маневровым составом, или одиночным локомотивом запрещающего сигнала. Учитывается этот особый случай брака за хозяйством, по вине работников которого произошло перекрытие сигнала. Если после перекрытия машинист мог остановить поезд, маневровый состав или одиночный локомотив перед сигналом, но не принял необходимых мер и проехал его, то такой случай учитывается как проезд запрещающего сигнала.

15.14. Отмена электропоезда или дизель-поезда из-за неисправности подвижного состава с высадкой пассажиров на промежуточной станции учитывается как порча локомотива с требованием резерва в пассажирском поезде.

15.15. Если случай нарушения безопасности движения сочетает в себе несколько видов брака, то он должен быть учтен браком, обстоятельства которого являются первопричиной происшедшего.

Например, уход вагонов со столкновением подвижного состава или сходом его с рельсов следует учитывать как уход вагонов, проезд запрещающего сигнала со взрезом стрелки, сходом или столкновением подвижного состава учитывается как проезд запрещающего сигнала и т.д.

15.16. Неисправность пути, потребовавшая выдачи поездным диспетчером по заявке начальника вагона-путеизмерителя приказа о закрытии на участке или ограничения скорости движения поездов до 15 км/час. Эти случаи брака учитываются за дистанцией пути, на которой было выявлено указанное нарушение безопасности движения (по количеству таких ограничений скорости или закрытия движения). Если участок ограничения скорости или закрытия движения по своей протяженности выходит за границу дистанции, то случай брака учитывается и за соседней дистанцией пути. "Инструктивные указания о порядке информации о случаях нарушений безопасности движения, их учета, отчетности и оформления материалов служебного расследования крушения (аварии) на железных дорогах (приложение к указанию МПС от 28.10.91 г. рК-1686у) считать недействующими в системе Министерства путей сообщения Российской Федерации.

С управлением статистики и врачебно-санитарным управлением МПС согласовано.

Заместитель Министра -

начальник Главного управления по

безопасности движения и экологии Ю.М.Герасимов