Работа железных дорог имеет свою специфику. Тысячи железнодорожных станций, разъездов, депо, дистанций пути, мостов, устройств связи и сигнализации, дистанций электроснабжения, вычислительных центров должны обеспечивать бесперебойную и согласованную работу по выполнению планов перевозки грузов и пассажиров.
Перевозочный процесс осуществляется непрерывно, днем и ночью, в любое время года, независимо от погодных и климатических условий. Успех этой работы определяется не только надежностью технических устройств, но и четкой, слаженной деятельностью всех специалистов железнодорожного транспорта, которые руководствуются основными принципами эксплуатационной работы:
- строгое соблюдение безопасности движения;
- неукоснительное выполнение требований правил и инструкций;
- обеспечение высоких показателей использования технических средств;
- четкое выполнение технологических процессов работы, внедрение новых технологий работы всех звеньев транспорта.
Пункт 2 статьи 20 Федерального Закона №17 “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации” от 10 января 2003 года определяет задачу: Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают:
- безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;
- безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа;
- безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
- экологическую безопасность.
Пункт 1.1 Главы 1 “Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации” определяет основную обязанность всех железнодорожников: “Основными обязанностями работников железнодорожного транспорта являются: удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, эффективное использование технических средств, соблюдение требований охраны окружающей среды”.
В целях улучшения организации перевозок пассажиров, устранения причин крушений, аварий и сокращения браков в поездной и маневровой работе Правительством Российской Федерации принимается Государственная программа по повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте на период 1993 — 2000 годов. Министр путей сообщения Российской Федерации 8 января 1994 года издает приказ 1/Ц “О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте”, в котором определяет задачи по выполнению Государственной программы.
Требования приказа 1/Ц направлены на обеспечение более четкого и бесперебойного процесса в связи с разработкой и вводом новых “Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации”, инструкций по сигнализации и по движению поездов и маневровой работе в 1993 году.
Данным приказом утверждены три приложения:
- Приложение №1 — “Основные направления системы профилактических мер по предупреждению аварийности на железных дорогах”;
- Приложение № 2 — “Классификация нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах”;
- Приложение № 3 — Инструкция о порядке расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах”.
Основными профилактическими мерами для работы поездной бригады являются:
- укомплектование и расстановка кадров в соответствии с установленными нормативами численности и профессиональными требованиями;
- профессиональный отбор кандидатов на должности, связанные с движением поездов;
- научно обоснованная организация труда и управление производством;
- укрепление трудовой и производственной дисциплины, решение социальных вопросов;
- периодическое медицинское обследование работников, связанных с движением поездов;
- организация технического обучения кадров и повышение их квалификации отработка практических навыков действий в нестандартных ситуациях:
- периодическое испытание работников, связанных с движением поездов, в знании ПТЭ, других нормативных актов и должностных инструкций;
- анализ состояния безопасности движения, выявление “узких” мест, разработка и осуществление мер по их устранению.
- регулярное проведение внезапных проверок (в том числе ночных) несения службы работниками, связанными с движением поездов и маневровой работой;
- проведение еженедельных дней безопасности движения;
- широкое использование материальных и моральных форм стимулирования обеспечения безопасности движения, а также применение материальной ответственности за причиненный ущерб от брака, аварии или крушения;
- расследование каждого случая нарушения безопасности движения с разбором результатов в установленном порядке.
Нарушения безопасности движения классифицируют:
- крушения поездов — столкновения пассажирских или грузовых вагонов, повлекшие гибель или тяжкие телесные повреждения людей, повреждение локомотивов или вагонов до степени исключения их из инвентаря;
- аварии — столкновения и сходы пассажирских поездов (не имеющие последствий, относящихся к крушениям) с повреждениями вагонов и локомотивов в объеме ремонта ТР-2;
- особые случаи — столкновения или сход пассажирских вагонов, технические неисправности, угрожающие безопасности движения;
- брак в работе — технические неисправности, влияющие на обеспечение безопасности движения.
Инструкция о порядке служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах определяет порядок, сроки, оформление результатов разбора нарушений безопасности движения.