8.1. Звуковые сигналы при движении поездов подаются свистками локомотивов, моторвагонных поездов и дрезин, духовыми рожками, ручными свистками.
Сигнал |
Значение сигнала |
Кто подает |
Три коротких |
"Стой" |
Локомотивная бригада, главный кондуктор, станционные и другие работники |
Один длинный |
"Отправиться поезду" |
Дежурный по станции или по его указанию дежурный по парку, сигналист, дежурный стрелочного поста или главный кондуктор; отвечает машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива при двойной тяге. |
Три длинных |
Требование к работникам, обслуживающим поезд, "Тормозить" |
Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива при двойной тяге |
Два длинных |
Требование к работникам, обслуживающим поезд, "Отпустить тормоза" |
Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива при двойной тяге |
Три длинных и один короткий |
О прибытии поезда на станцию не в полном составе |
Машинист ведущего локомотива |
Три длинных и два коротких |
Вызов к локомотиву помощника машиниста, главного кондуктора, механика-бригадира, руководителя работ хозяйственного поезда |
Машинист ведущего локомотива остановившегося на перегоне поезда |
СЛЕДОВАНИЕ ДВОЙНОЙ ТЯГОЙ |
||
Один короткий |
Требование к машинисту второго локомотива уменьшить тягу |
Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива |
Два коротких |
Требование к машинисту второго локомотива увеличить тягу |
Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива |
Два длинных и два коротких |
Требование к машинисту второго локомотива "Опустить токоприемник" |
Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива |
СЛЕДОВАНИЕ С ПОДТАЛКИВАЮЩИМ ЛОКОМОТИВОМ |
||
Два коротких |
Требование начать подталкивание |
Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист подталкивающего локомотива |
Один короткий, один длинный и один короткий |
Требование прекратить подталкивание, но не отставать от поезда |
Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива |
Четыре длинных |
Требование прекратить подталкивание и возвратиться обратно |
Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива |
Примечание. При следовании поезда двойной тягой с подталкивающим локомотивом машинист второго локомотива повторяет все силы вслед за подачей их с подталкивающего локомотива. Порядок подачи в этом случае машинистом подталкивающего локомотива сигнала "Опустить токоприемник" устанавливается начальником железной дороги. |
При наличии радиосвязи звуковые сигналы при следовании поездов двойной тягой или с подталкивающим локомотивом могут заменяться переговорами между машинистами.
8.2. Оповестительный сигнал - один длинный свисток локомотива (моторвагонного поезда) и дрезины подается:
- при приближении поезда к станциям, путевым постам, пассажирским остановочным пунктам, переносным и ручным сигналам, требующим уменьшения скорости, сигнальным знаком "С", выемкам, кривым участкам пути, тоннелям, переездам, съемным дрезинам, съемным ремонтным вышкам, путевым вагончикам и другим съемным подвижным единицам;
- при приближении поезда к месту работ начиная с километра, предшествующего указанному в предупреждении, независимо от наличия переносных сигналов;
- при восприятии ручного сигнала "Опустить токоприемник", подаваемого сигналистом;
- при приближении к находящимся на пути людям и в других случаях, указанных в приказах начальника железной дороги.
При следовании во время тумана, метели и других неблагоприятных условиях, понижающих видимость, оповестительный сигнал повторяется несколько раз, а по неправильному пути подается одним длинным, коротким и длинным свистком локомотива.
Составители поездов, прекратившие маневры из-за приема поезда, сигналисты и дежурные стрелочного поста по оповестительному сигналу обязаны каждый на своем участке проверить и убедиться в том, что безопасность движения принимаемого поезда обеспечена.
8.3. Сигнал бдительности подается одним коротким и одним длинным свистком локомотива (моторвагонного поезда) и периодически повторяется:
- при подходе к проходному светофору с красным огнем, имеющему условно-разрешающий сигнал, и дальнейшем следовании по блок-участку;
- при проследовании проходного светофора с красным огнем, а также с непонятным показанием или погасшим после стоянки перед ним и дальнейшем следовании по блок-участку;
- при подходе к входному светофору с лунно-белым огнем пригласительного сигнала и во всех других случаях приема поезда на станцию при запрещающем показании или погасших основных огнях входного сигнала;
- при приеме поезда по неправильному пути (при отсутствии входного сигнала по этому пути) Этот сигнал должен подаваться и при дальнейшем следовании по горловине станции.
8.4. При встрече поездов на перегонах двухпутных участков подаются оповестительные сигналы одним длинным свистком:
- первый сигнал - при приближении к встречному поезду,
- второй - при подходе к хвостовой части встречного поезда.
8.5. Звуковые сигналы о приближении поезда подаются:
- на перегоне - обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений, дежурными по переездам, руководителями путевых работ и работ по контактной сети или работниками, сопровождающими съемные ремонтные вышки и путевые вагончики;
- на станциях - сигналистами и дежурными входных стрелочных постов.
Оповещение о приближении нечетного поезда производится одним, а четного поезда - двумя длинными звуковыми сигналами.
Сигналисты и дежурные входных стрелочных постов, услышав сигнал отправления поезда, подают один длинный звуковой сигнал.
8.6. На станциях и перегонах, расположенных в черте крупных городов и неселенных пунктов, курортных мест, по перечню, установленному начальником железной дороги, подача звуковых сигналов локомотивами (моторвагонными поездами) должна производиться свистком малой громкости, за исключением случаев следования локомотивов в поездах с подталкиванием, возникновения угрозы наезда на людей или препятствия, а также необходимости подачи сигналов бдительности и тревоги.
На этих же станциях сигналы свистком локомотива (моторвагонного поезда) не подаются при отправлении поездов, опробовании автотормозов и при движении по деповским путям. Порядок оповещения пассажиров об отправлении поездов на таких станциях устанавливается начальником железной дороги.