Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог

Настоящей Инструкцией устанавливаются основные правила и нормы эксплуатации Тормозов подвижного состава железных дорог. Порядок, установленный настоящей Инструкцией, является обязательным для всех работников железных дорог, связанных с движением поездов. Инструкция может быть изменена или дополнена приказом (указанием) Министерства путей сообщения Российской Федерации. На основании настоящей Инструкции управлениями и отделениями железных дорог и депо издаются местные инструкции и указания.

Популярное

2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННЫХ ПОЕЗДОВ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ) 16.10.2011 | Проводник
Техническое состояние тормозного оборудования проверяют локомотивные бригады при приемке локомотивов...
9.2. Полное опробование тормозов 16.10.2011 | Проводник
9.2.1. Полное опробование автоматических тормозов в поездах производить: — на станциях...
3.1. Перечень работ, выполняемых локомотивной бригадой при приемке локомотива 16.10.2011 | Проводник
3.1.1. Локомотивная бригада перед выездом из депо и после отстоя...
6.2. Технические требования на выполнение технического обслуживания тормозного оборудования вагонов 16.10.2011 | Проводник
6.2.1. При техническом обслуживании вагонов проверить: — износ и состояние узлов...
5. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С БУКСОВЫМИ УЗЛАМИ С ДВУМЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ РОЛИКОПОДШИПНИКАМИ ТИПА 232726 И 42726 23.10.2011 | Проводник
5.1. Демонтаж букс 5.1.1. Демонтаж букс с роликовыми подшипниками типа...
Главная / ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ ВАГОННЫХ БУКС С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ / 2. КОНСТРУКЦИИ БУКСОВЫХ УЗЛОВ С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ 

2. КОНСТРУКЦИИ БУКСОВЫХ УЗЛОВ С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ

2.1. Роликовые подшипники

2.1.1  В буксах пассажирских и грузовых вагонов применяются роликовые подшипники:

а) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с однобортовым внутренним кольцом (рис.1 а);

б) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом (рис.1 б).

Примечание. В дальнейшем роликовые подшипники с короткими цилиндрическими   роликами   будут   называться «цилиндрическими подшипниками». Посадка внутренних колец на шейку оси осуществляется методом прессования, заключающегося в нагреве внутренних колец (при этом происходит их объемное расширение), их постановке на шейку оси, остывании, после которого обеспечивается необходимая прочность прессового соединения колец с осью.

Формы роликов цилиндрических подшипников приведе­ны на рис.2.

Ролики цилиндрических подшипников ранее изготовля­лись со скосами (рис. 2 а,б), с 1965 г. ролики подшипни­ков 42726 и 232726 изготавливаются с рациональным контактом - «бомбиной» (рис. 2 в). У цилиндрических подшипников, имеющих массивные беззаклепочные латунные сепараторы, ролики удержи­ваются в гнездах расчеканкой перемычек, а у полиамид­ных сепараторов - на перемычках имеются специальные утолщения.

Основные типы роликовых подшипников, применяемые в буксах пассажирских и грузовых вагонов широкой колеи, их размеры и массы представлены в табл.1.

Таблица 1

Обозначение

Размеры

Число

Размеры роликов, мм

Радиальный

Способ

Масса под­

подшипников

подшипников,

роликов,

(см.рис.2)

зазор, мм

посадки

шипника, кг

мм (см.рис.1)

шт.

0

В

а*

Яр

<1р1

Чр2

Цилиндрические

подшипники:

30 - 42726,

36 - 42726

250

80

130

14"

32

-

-

52

0,115 - 0,170

Горячая

19,0

30 - 232726,

36 - 232726

250

80

130

14*'

32

52

0,115 - 0,170

Горячая

19,0

30 - 42728,

36 - 42728

260

80

140

16

32

-

-

52

0,115-0,180

Горячая

19,9

30 - 232728,

36 - 232728

260

80

140

16

32

-

52

0,115-0,180

Горячая

19,9

*) Внутренний диаметр подшипников на горячей посадке (диаметр шейки оси)

**) Подшипники с полиамидными сепараторами имеют по 15 роликов

2.1.2. Цилиндрические роликовые подшипники с различными индексами и цифрами (Л, Л1, ЕМ, Е2М, Л4М и др.), стоящими после условного обозначения, отличаются друг от друга применяемым материалом сепараторов (Л-латунь, Е-полиамид и др.).

2.1.3. Подшипники (кольца и ролики) изготавливают из хромистой стали (табл. 2) марок ШХ15 и ШХ15СГ, стали электрошлакового переплава марки ШХ15СГШ, а также из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 по ТУ 14-1-92374 и могут быть изготовлены из других марок стали по согласованию с заказчиком. Подшипники 42726 с внутренними кольцами из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют увеличенную фаску на борту внутреннего кольца с наружной стороны высотой 3 мм и шириной 5 мм или на наружном диаметре борта внутреннего кольца имеется проточка радиусом 2,5 мм.

Внутренние кольца подшипников 232726 из стали регла­ментированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют про­точку на скосе глубиной 0,5 мм и шириной 2 мм. Внутренние кольца подшипников из стали рег­ламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют маркировку 42726Л4М и 232726Л4М или 42726Е2М и 232726Е2М.


 

Рис. 1. Роликовые подшипники

а) цилиндрический однорядный с однобортовым внутренним кольцом;

б) цилиндрический однорядный с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом;

1 - наружное кольцо; 2 - ролик; 3 - внутренне кольцо;

4 - сепаратор; 5 - упорное кольцо.

Рис. 2. Ролики подшипников


 

2.1.4. На вагонные роликовые подшипники наносят маркировку в соответствии с ГОСТ 520-92 и ТУ 37.006.048-73.

При изготовлении на торцы наружного и внутреннего ко­лец цилиндрических подшипников наносят товарный знак завода-изготовителя (16ГПЗ, 8ГПЗ-ХАРП, 5ГПЗ, ЗГПЗ-СПЗ и 1 ГПЗ-МПЗ) и указывают время изготовления месяц и год. Месяц указывают условно буквой, распола­гаемой рядом с порядковым номером подшипника. У ро­ликовых подшипников, изготовленных на 16, 8, 3 и 1 ГПЗ, с апреля 1998 г. обозначение месяца выпуска соответст­вует цифрам с 1 по 12 соответственно: 1-январь, 2-февраль и т.д. Маркировку на кольцах подшипников наносят только с одной стороны.

Буквенные обозначения месяца выпуска подшипника раз­личными подшипниковыми заводами представлены в табл. 3. (до 01.01.98 г.) Год изготовления подшипников обозначают условно заглавной буквой русского алфавита, а начиная с августа 1997г. - двумя последними цифрами

года - 97, 98 и т.д. Знак «Л», стоящий после маркировки

года изготовления подшипника, указывает, что подшип­ник изготовлен из стали электрошлакового переплава.

Кроме указанной маркировки, на подшипники наносят порядковый номер и условное обозначение подшипника, состоящее из цифр и букв.

Для серийных подшипников (42726, 232726 или 2726) условное обозначение характеризует тип, серию, конструкцию и другие особенности.

Внутренние кольца однотипных подшипников взаимоза­меняемы, поэтому на наружных кольцах наносят обозначения основного типа (2726) или на них могут быть нанесены полные обозначения (30-42726Л или 30-232726Л1), а также два условных обозначения подшипников (переднего и заднего) при расположении маркировки на торцах колец через 90° в следующем порядке, например, 30-232726Л1, ЗГПЗ, 30-42726Л, порядковый номер, месяц и год изготовления.

На внутренних кольцах наносят обозначения одного типа подшипника, завод-изготовитель, месяц и год выпуска. На одном из торцов сепаратора у подшипников, начиная с марта 1974 г., наносили букву «Ж», а с 1979 г. вместо бу­квы «Ж» наносят товарный знак завода - изготовителя (ЗГПЗ, 16ГПЗ или цифру 3, 16 и т.д.) и букву условного обозначения или две последние цифры года выпуска (М, К или 97, 98 и т.п.). Кроме того, на сепараторах, изготав­ливаемых из более прочной латуни марки ЛЦ40МцЗЖ, наносят цифры 55.

Цифра и буква (30, 36 или ЗН), стоящие перед условным обозначением подшипника, указывают номер ряда, хара­ктеризующего величину радиального зазора и класс точ­ности. Например, 30 указывает, что подшипник изготов н по классу точности 0 с радиальным зазором по груп­пе 3.


 

Подшипники выпускало 1971г. имели соответствен­но обозначения ЗН, 2Н и 1Н,ас1971 г. - 30, 36. Буква «М», стоящая после условного обозначения под­шипника, указывает, что подшипник имеет ролики с модифицированным контактом - «бомбиной»; буква «У» - подшипник подвергался суперфинишу; цифра и бу­ква «Л4М» и «Е2М» - внутренние кольца подшипников из­готовлены из стали регламентированной прокаливаемо-сти марки ШХ4.

Буква «Л» указывает, что сепаратор подшипника латун­ный, «Е» - полиамидный. Если этих букв нет, то сепаратор тоже латунный.

Цифры 1,2,3, стоящие за буквой, характеризуют измене­ние конструкции сепаратора (беззаклепочные, массив­ные, облегченные). Может быть нанесено на подшипники также среднее значение радиального зазора. 2.1.5. Цилиндрические подшипники, изготовляемые на автома­тической линии, кроме того, могут иметь номер группы (I, II, III), к которой отнесено внутреннее кольцо по отклонению диаметра посадочного отверстия от номинального размера. К группе 1 относятся кольца с минусовыми от­клонениями от номинального размера до 8 мкм, к группе II - от 9 до 17 мкм и к группе III - от 18 до 25 мкм.

Таблица 3

Месяц

Буквенные обозначения месяцев выпуска подшипников

16ГПЗ

згпз

5ГПЗ

8ГПЗ

1ГПЗ

ДО 1984г.

с

1984г.

с

1986г.

1966г.

Все годы, кроме 1966г.

Январь

А

Г

Н

А

А

Б

А

А

Февраль

Г

И

М

Б

Б

Г

Б

Б

Март

Д

к

П

В

В

3

В

В

Апрель

Е

л

к

Г

Г

Н

Г

Г

Май

И

М

и

Д

Д

к

Д

Д

Июнь

К

Н

г

Е

Е

М

Е

Е

Июль

Л

0

ш

Ж

Ж

П

Ж

Ж

Август

Н

П

т

3

И

Р

3

И

Сентябрь

П

Р

с

И

К

с

И

Л

Октябрь

Р

с

Р

К

Л

т

К

Н

Ноябрь

Т

т

л

Л

М

х

Л

0

Декабрь

У

ш

0

М

Н

э

М

П

2.2.  Устройство букс с роликовыми подшипниками

2.2.1. В буксах вагонов применяют глухую подшипниковую посадку, при которой внутреннее кольцо подшипника непосредственно устанавливают на шейку оси.

2.2.2. В буксах грузовых и пассажирских вагонов устанавлива­ют два цилиндрических подшипника (рис. 3, 4, 5) вплот­ную друг к другу, при этом подшипник, расположенный у галтели шейки оси, называют задним, а у ее торца - пе­редним.

2.2.3. Буксы с двумя цилиндрическими подшипниками могут иметь торцевое крепление корончатой гайкой МП 0х4 (рис. 3) или тарельчатой шайбой с четырьмя болтами М20 (рис. 6 а, б), или с тремя болтами М20 (рис. 6 в, г).

2.2.4. Характеристика основных типов букс с роликовыми подшипниками, применяемыми на пассажирских и грузо­вых вагонах, приведена в табл. 4.

2.3.  Смазка для роликовых подшипников

2.3.1. Для букс вагонов с роликовыми подшипниками применяют железнодорожную смазку ЛЗ-ЦНИИ по ГОСТ 19791-74 или ЛЗ-ЦНИИ (у) по ТУ 0254-307-00148820-95 (с изменениями 1 и 2), представляющую собой однород­ную мазь от светло-желтого до темно-желтого цвета (табл.5).

В соответствии с ГОСТом или ТУ, смазку ЛЗ-ЦНИИ поставляют в бидонах из белой жести вместимостью 20 л или в стальных бочках со съемным днищем вместимо­стью 50 л, а по согласованию с заказчиком она может поставляться в металлических бочках вместимостью 200 л или в другой таре.

Рис. 3. Букса грузового вагона с двумя цилиндрическими подшипниками с торцевым креплением гайкой

1 - корпус буксы; 2 - отъемный лабиринт корпуса буксы; 3 - лабиринтное кольцо; 4 - задний подшипник; 5 - передний подшипник;

6 - торцевая гайка; 7 - крепительная крышка;

8 - болт М 12 стопорной планки с пружинной шайбой;

9 - проволока; 10 - стопорная планка; 11 - упорное кольцо подшипника;

12 - смотровая крышка; 13 - прокладка; 14 - болт М12 смотровой крышки;

15- кольцо уплотнительное.

Рис. 4. Букса грузового вагона с двумя цилиндрическими подшипниками с торцевым креплением тарельчатой шайбой и четырьмя болтами 1 -передний подшипник 232726Л1М; 2-задний подшипник 42726Л;

3 - корпус буксы; 4 - лабиринтное кольцо; 5 - отъемный лабиринт корпуса буксы; 6 - кольцо уплотнительное; 7 - крепительная крышка; 8 - прокладка;

9- торцевая шайба; 10-смотровая крышка;

11 - болт М20для крепления торцевой шайбы; 12 - стопорная шайба;

13 - болт М 12 с пружинной шайбой для крепления смотровой крышки.

Рис. 5. Букса пассажирского вагона с двумя цилиндрическими подшипниками с торцевым креплением гайкой 1 - корпус буксы; 2 - лабиринтное кольцо; 3 - задний подшипник;

'• - передний подшипник; 5 - крепительная крышка; 6 - смотровая крышка;

7 - торцевая гайка; 8 - стопорная планка;

9 - болт М 12 стопорной планки с пружинной шайбой; 10 - проволока;

11 - болт М12 смотровой крышки; 12 - пружинная шайба;

13 - прокладка; 14 - кольцо уплотнотельное.

Рис. 6. Варианты торцевого крепления тарельчатой шайбой с нанесением маркировки на стопорную шайбу а), б) - четырьмя болтами (соответственно правая и левая шейки оси);

в), г) - тремя болтами (соответственно правая и левая шейки оси);

1 - номер оси колесной пары; 2 - знак формирования; 3 - условный номер предприятия, сформировавшего колесную пару;

4 - дата формирования колесной пары; 5 - дата последнего полного освидетельствования колесной пары; 6 - условный номер предприятия, производившего последнее полное освидетельствование колесной пары;

7- знак обточки колесной пары;

8 - условный номер пункта, производившего обточку без демонтажа букс;

9 - дата обточки колесной пары без демонтажа букс;

I - шайба тарельчатая; II - шайба стопорная.

Таблица 4

Конструкция буксового узла

Конструкция буксового узла

Обозначения подшипников

Габаритные размеры подшипников, мм

Тип вагонов

переднего

заднего

Букса с двумя цилиндрическими подшипниками

30 - 232726

30 - 42726

130 х 250 х 80

ЦМВ и грузовые

36 - 232726

36 - 42726

30 - 232728

30 - 42728

140 х 260 х 80

Грузовые

36 - 232728

36 - 42728

Перед применением проверяют соответствие данных сертификата на смазку требованиям ГОСТа или ТУ. При отсутствии сертификата смазка должна быть проверена в лаборатории. По отдельным указаниям смазка проверяется независимо от наличия сертификата. Следует  предъявлять  рекламации  на  смазку, изготовленную с нарушением ГОСТа или ТУ. Не допуска­ется загрязнение смазки механическими примесями и ее обводнение.

Перед заправкой подшипников смазкой, для создания однородности, ее пропускают через аппарат для перемешивания (гомогенизации) смазки.

2.3.2. Выбирать смазку из тары необходимо деревянной лопаткой или чистыми руками. Запрещается произво­дить вырубку крышек у бидонов со смазкой. Крышки необходимо вскрывать специальным ножом или приспо­соблением.

2.3.3. Для смазывания дорожек качения и торцов роликов применяют препарат-модификатор эМПи-1 (Приложе­ние 7) ТУ 0253-001-25887352-97. При длительном хранении подшипников в качестве предохранительной смазки от действия коррозии применяют смазку ПП-95/5 (ГОСТ 4113-80).

2.3.4. Смазочные материалы должны храниться в чистой, плотно закрытой таре, исключающей попадание пыли, грязи и воды.

Таблица 5

Наименование показателей

Норма по ГОСТ

Норма по ТУ

Пенетрация при температуре 25° С

200 - 260

200 - 260

Предел прочности при температуре 50°С

200 Па (2,0 г/см2), не менее

200 - 600 Па

Темпеоатуоа каплепапения

125°С,не ниже

130°С,нениже

Коллоидная стабильность выделенного масла

23%, не более

10 - 24%

Испытание коррозионных свойств

выдерживает

выдерживает

Содержание: свободной щелочи в пересчете на МаОН воды механических примесей

0,2%, не более 0,5%, не более отсутствие

0,02 - 0,2% 0,4% не более отсутствие